Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Миньяра

Утверждено на заседании РМО
учителей биологии
протокол от 4.12.2007г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №4
Смирнова М.Г.





Программа
Элективного курса для предпрофильной
подготовки по биологии
для учащихся 9 класса

Тема: Основы экологических знаний





Автор: учитель биологии
высшей квалификационной
категории МОУ СОШ №4 г. Миньяра
Султанова Зиля Фаниловна



г. Миньяр
2007г







Пояснительная записка 

Программа элективного курса предусматривает 18 учебных часов (1час в неделю за полугодие). Содержательной основой курса является блок  «Основы экологии», изучаемый в 9, 10, 11 классах.

В современных условиях научно-технического прогресса все больше нарушается природное равновесие: загрязнены воды, атмосфера, почва, сокращается биологическое разнообразие. Все это приводит к непоправимым последствиям в экосистемах и биосфере в целом. Из-за экологической безграмотности населения наносится огромный ущерб природе. Школьное образование призвано решать поставленные современностью проблемы за счет повышения грамотности, образованности и воспитанности подрастающего поколения. Экологически образованный человек будет бороться против экологического варварства, находя наилучшие варианты взаимоотношения природы и общества. Именно такое экологическое мировоззрение должно стать основой деятельности человека.

 Базисный учебный план предполагает наличие часов экологии в школьной программе, к сожалению, предмет во многих школах не преподается, в то же время экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость.

Цель курса: способствовать формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе, в процессе производственной деятельности и формирование умений использования полученных знаний в процессе жизнедеятельности;

 

Задачи курса:

- получение и углубление основных экологических понятий;

- выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в природе;

- иметь представление о принципах рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- научиться анализировать причины ухудшения состояния окружающей среды в совре­менных условиях;

-  формирование нравственных ценностей: любви и бережного отношения к окружающей природе, забота о  физическом и эмоциональном здоровье ближних и самого себя;

- реализация национального  регионального компонента образования (природоресурсный потенциал, состояние окружающей среды, радиационная безопасность Челябинской области);



Тематический план по курсу
«Основы экологических знаний»

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Семинары

Контроль (форма)

Введение

3 час


1. Основы экологии. История развития науки, основные экологические понятия.


1 час




2. Биогеоценозы. Учение о биосфере


1 час




3. Роль экологии в современном мире.




1 час


I. Природоресурсный потенциал Челябинской области

2 час

1. Природные ресурсы и их классификация




1 час


2. Понятие и виды природопользования


1 час




II. Мониторинг, оценка качества окружающей среды

2 час


1. Виды и методы мониторинга


1 час




2. Контроль за загрязнением окружающей среды



1 час (качество воды)



III. Охраняемые природные территории

2 час


1. Характеристика охраняемых территорий


1 час




2. Типы охраняемых территорий.




1 час


IV. Охрана здоровья

6 час





1. Оценка состояния здоровья





1 час тест

2. Радиационная безопасность населения.


1 час




3. Влияние загрязнителей на организм человека.


1 час




4. Биологические ритмы.


1 час




5. Аллергии в современном мире


1 час




6. Наша планета – наше здоровье




1 час Образоват.
развлекател. игра


V. Экологические проблемы современности.

2 час





1. Экологический кризис.

1 час


2. Формы международного сотрудничества по охране окружающей среды.


1 час




Зачет

1 час




1 час (итоговое тестирование)





Содержание курса

Введение (3 часа)

Определение науки экологии. Основные этапы развития науки. Структура современной экологии.  Биогеоценоз, цепи питания, популяция, смена биогеоценозов. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.

Тема I
Природоресурсный потенциал Челябинской области.

Понятия «природные ресурсы» и «природные условия», их принципиальные различия. Ресурсы биосферы. Классификация природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Современное состояние природопользования и его экологические результаты. Природные ресурсы Челябинской области.

Самостоятельная работа: составление тезисов и подготовка сообщений по теме «Проблемы сохранения человеческих ресурсов».



Тема II
Мониторинг, оценка качества окружающей среды

Понятие экологического мониторинга. Глобальный мониторинг. Региональ­ный мониторинг.  Методы мониторинга (биологиче­ский, дистанционный, аналитический). Методы контроля. Оценка качества ок­ружающей среды.

Практическая работа. Определение качества питьевой воды.



Тема III
Охраняемые природные территории

Заказник, заповедник, памятник природы, национальный парк, дендрологический парк, ботанический сад. Эндемик, реликты, биоразнообразие, интродукция, генофонд живой природы. Красная книга. Рекреационные ресурсы.

Практическое занятие: «Особо охраняемые территории Южного Урала».



Тема IV
Охрана здоровья. Оценка состояния здоровья. Загрязнители химические, биологические, физические. Радиационная ситуация на Южном Урале. Ксенобиотики. Аллергены. Биологические ритмы. Генетически модифицированная продукция.

Самостоятельная работа:  подготовка сообщений на тему «Здоровье и среда обитания».



Тема V
Экологические проблемы современности. 

Сохранение биологического разнообразия. Загрязнение биосферы выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Международное сотрудничество в области охраны природы.





Итоговый тестовый контроль знаний
по курсу «Основы экологических знаний»

Тест предназначен для проведения компьютерного варианта сетевого тестирования.

Требования к вопросам теста:
1. Верные ответы – ответы под номером «1»
2. Разделитель между блоками «Вопрос + 4 варианта ответа» – пустая строка
3. Блоки «Вопрос + 4 варианта ответа» НЕ нумеровать
4. Формат файла с вопросами теста – RTF



Экология – наука, изучающая:
1. взаимоотношения организмов с окружающей природной средой обитания
2. влияние загрязнений на окружающую среду
3. влияние деятельности человека на окружающую среду
4. многообразие организмов и их классификацию

Термин «экология» предложил:
1. Э.Геккель
2. В.И.Вернадский
3. Ч.Дарвин
4. Аристотель

Стадия развития биосферы, когда разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития на нашей планете, называется:
1. ноосферой
2. техносферой
3. антропосферой
4. социосферой

Комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу, приводящих к увеличению уровня содержания вредных веществ, называется:
1. загрязнение
2. загрязнитель
3. выбросы
4. вредные вещества

Химические вещества, физические агенты, биологические виды, попадающие в природную среду, называются:
1. загрязнители
2. загрязнение
3. предельно допустимые выбросы
4. предельно допустимая концентрация вредных веществ 

Возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды называется:
1. природопользование
2. природоведение
3. рациональное природопользование
4. нерациональное природопользование 

Количество загрязнителя в почве, воздухе, воде, которое не сказывается на здоровье человека, называется:
1. ПДК
2. ПДВ
3. ПДС
4. ЦБК

Основные экологические проблемы глобального масштаба, прежде всего, вызваны:
1. развитием цивилизации (большими темпами прогресса)
2. климатическими изменениями в природе
3. факторами космического порядка
4. природными процессами самой Земли

Основной причиной постепенного потепления климата является:
1. увеличение в атмосфере концентрации диоксида углерода
2. изменение естественного радиационного фона
3. истончение озонового слоя
4. увеличение концентрации хлорфторуглеродов

Какие вещества разрушают озоновый слой?
1. фреон
2. неон
3. криптон
4. озон

Какие заболевания вызывает у человека диоксид серы?
1. заболевания органов дыхания
2. нарушение деятельности нервной системы
3. нарушает обменные процессы
4. заболевания органов сердечно-сосудистой системы

Как называются территории для сохранения редких животных:
1. заказники
2. заповедники
3. рекреации
4. лесничества 

Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
1. является защитным экраном от ультрафиолетового излучения
2. задерживает тепловое излучение Земли
3. способствует разрушению загрязнителей
4. предохраняет Землю от химического загрязнения 

«Парниковый эффект», связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц:
1. вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере
2. вызовет повышение средней температуры и будет способствовать улучшению климата на планете
3. вызовет уменьшение прозрачности атмосферы, что приведет к похолоданию
4. вызовет уменьшение озона в атмосфере 

Выпадение кислотных дождей связано с:
1. выбросами в атмосферу диоксида серы и оксидов азота
2. увеличением количества озона в атмосфере
3. повышением содержания углекислого газа в атмосфере
4. увеличением количества сероводорода в атмосфере

С экологической точки зрения решение проблем энергетики связано:
1. с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии
2. со строительством ГЭС на горных реках
3. с разработкой новых безопасных реакторов для атомных станций
4. с использованием ТЭС 

Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:
1. лесных пожаров
2. обработки растений пестицидами
3. отмирания значительного количества биомассы в экосистеме
4. работы нетрадиционных источников энергии 

Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются:
1. глобальными проблемами
2. межгосударственными проблемами регионального порядка
3. внутригосударственными
4. региональными проблемами 

В крупных городах значительная доля загрязнения атмосферы приходится на:
1. автотранспорт
2. стройплощадки
3. предприятия легкой промышленности
4. предприятия пищевой промышленности

Запасы пресной питьевой воды сосредоточены в основном в:
1. ледниках
2. озерах и прудах
3. реках
4. почве 

Какие животные подвергаются истреблению?
1. промысловые животные
2. грызуны
3. хищники
4. птицы

Как называются территории для сохранения редких животных:
1. заказники
2. заповедники
3. рекреации
4. лесничества

Возросший дефицит пресной воды вызван в основном:
1. загрязнением водоемов
2. ухудшением климата
3. глобальным уменьшением объема грунтовых вод
4. глобальным засолением почв

Какой из минеральных ресурсов в настоящее время является главным источником энергии на Земле?
1. нефть
2. уголь
3. газ
4. торф

Основное значение животных для человека:
1. промысловое
2. эстетическое
3. источник жиров
4. источник шерсти

Основная причина гибели животных?
1. вырубка леса, где они обитают
2. отравление
3. вытеснение с мест обитания
4. болезни

Право граждан РФ на чистую окружающую среду закреплено в:
1. Конституции РФ
2. Законе «Об охране окружающей природной среды
3. Законе «Об охране атмосферного воздуха»
4. Законе «Об экологической экспертизе»

Заповедники создаются:
1. с научными целями
2. с эстетическими целями
3. для посещения людьми редких уголков природы
4. для сохранения редких растений и животных

Терриконы – это:
1. отвалы горнодобывающего производства
2. сыпуче пески
3. заболоченные земли
4. овраги

Международная организация, осуществляющая программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды»:
1. МАГАТЕ
2. «Гринпис»
3. ЮНЕСКО
4. ВОЗ

Стратегия устойчивого развития принята под эгидой:
1. ООН
2. ЮНЕСКО
3. «Гринпис»
4. НАТО

Стратегия устойчивого развития была принята на всемирной конференции в:
1. Рио-де-Жанейро (1992 г.)
2. Париже (1968 г.)
3. Шанхае (2000 г)
4. Лондоне (2002 г)

Стратегия устойчивого развития предполагает создание благоприятных условий жизни нынешних и будущих поколений людей за счет:
1. развития и природы, и общества
2. развития общества при сохранении современного состояния природы
3. развития общества при сохранении современного состояния общества
4. развития международных политических событий





Темы рефератов для итогового контроля.

1. Биологические ритмы в жизни человека.
2. Город – как среда обитания человека.
3. Заказники Южного Урала.
4. Заповедники Южного Урала.
5. Международные экологические организации.
6. Мониторинг и прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.
7. Национальные парки Южного Урала.
8.  Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
9. Проблемы утилизации бытовых и промышленных отходов.
10.  Радиационная ситуация в Челябинской области.
11.  Современное состояние и охрана атмосферы.
12.   Участие России в деятельности международных природоохранных   организаций.
13.   Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.
14.  Экология и здоровье человека.







Литература

  1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. «Экология. Природа- Человек-Техника. М.:2001
  2. Арустамов  Э.А.    «Природопользование». Учебник. М.:2003
  3. Гольнева Д.П., Павлова В.И. «Человек, его здоровье и окружающая среда». Изд-во ЧГПУ Челябинск 1997
  4. Журналы «Биология в школе»№4, 8-2004
  5. Зверев А.Т. «Экологические игры» М.: «Дом педагогики» 1998
  6. Коробкин В.И., Передельский  Л.В «Экология» Ростов-на Дону. 2000
  7. Учебное пособие. Ростов-на Дону 2002 Ростов-на-Дону, ЕНИКС 2002
  8. Коробкин В.И., Передельский Л.В. «Экология в вопросах и ответах».
  9. Левит А.И. «Южный Урал: география, экология, природопользование». Учебное пособие. Челябинск 2001
  10. Миркин Б.М., Наумов Л.Г. «Экология России». Учебник для 9-11-х классовМ.: Устойчивый мир. 2000
  11. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Высшая школа, 2005.
  12. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Под редакцией А.С. Матвеева. Челябинск 1993г.
  13. Ошмарин А.П. Ошмарина В.И. «Экология». Школьный справочник. Ярославль. Академия развития.1998
  14. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Гертнер С.В., и др.На пути к здоровью. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001