Среда
20.09.2017
08:51
Категории каталога
Программа развития [15]
Программа информатизации [17]
Модернизация [10]
Образовательные программы [11]
Дорожная безопасность [7]
Паспорт дорожной безопасности
Питание [3]
Форма входа




Меню раздела
Программа развития [15]
Программа информатизации [17]
Модернизация [10]
Образовательные программы [11]
Дорожная безопасность [7]
Паспорт дорожной безопасности
Питание [3]
Облако тегов

Наш опрос

Статистика







Мини-чат
Cайт МКОУ СОШ №4 г. Миньяра

Файловый архив
Программы - > Образовательные программы
Главная » Документы » Программы » Образовательные программы

ООП НОО. Система оценки
13.11.2015, 15:16

1.3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

         В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников при получении начального общего образования.

 

Особенностями системы оценки являются:

 

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 

 

 

 

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

 

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

 

Оценка личностных результатов осуществляется:

1. В ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований школьным психологом, обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

2. Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников при получении начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

 

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как:

  1. решение задач творческого и поискового характера
  2.  учебное проектирование
  3. итоговые проверочные работы
  4. комплексные работы на межпредметной основе
  5. мониторинг сформированности основных учебных умений.

 

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по:

1. чтению,

2. русскому языку,

3. математике

4. окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится:

1. мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ

  • по русскому языку,
  • математике – и
  • комплексной работы на межпредметной основе.

 

 

Критерии оценки

В МКОУ СОШ №4 г. Миньяра качество предметных достижений обучающихся осуществляется по 5 - бальной системе, прописанной в «Положении о промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости обучающихся МКОУ СОШ №4 г.Миньяра».

Для описания предметных достижений обучающихся устанавливаются следующие пять уровней:

  • высокий - оценка «отлично» (отметка «5»);
  • повышенный (выше базового) - оценка «хорошо» (отметка «4»)
  • базовый - оценка «удовлетворительно» (отметка «3»), «зачтено».
  • пониженный (ниже базового) - оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»)
  • низкий - оценка «плохо» (отметка «1»).

Предметные достижения

Оценка предметных результатов включает в себя:

а) оценку предметных знаний (опорных и пропедевтических) и их применение при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;

б) оценку предметных действий (универсальных и присущих определенному учебному предмету).

 

п/п

Процедура

оценивания

Содержание

Крите

рии

оценива

ния

Кто

оценивает

Сроки

Фиксация

результа

тов

1

Стартовая

контрольная

работа

Определяет актуальный уровень знаний,

необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

5-бальная

система

Учитель

Начало учебного

года

Классный

журнал

2

Текущие

контроль

ные

работы и срезы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи

5-бальная

система

Учитель

Календар

но-тематичес

кое

планирова

ние учителя

Классный

журнал

3

Самостоя

тельная

работа

Направлена, с одной стороны, на возможную

коррекцию результатов предыдущей темы

обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей

изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям.

5-бальная

система

Учитель

5-6 работ в течение

года

Классный

журнал

4

Провероч

ная

работа по итогам

самостоя

тельной

работы

Предъявляет результаты (достижения) учителю и

служит механизмом управления и коррекции

следующего этапа самостоятельной работы

школьников. Учащийся сам определяет объем

проверочной работы для своего выполнения.

5-бальная

система

Учитель

5-6 работ в течение

года после

самостоя

тельной работы

Классный

журнал

5

Итоговые

контроль

ные

работы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть

учащимся в рамках решения учебной задачи

5-бальная

система

Админи

страция

По итогам первого

полугодия

Классный

журнал

6

Итоговые

контроль

ные работы

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и

развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредования

(формальный, рефлексивный, ресурсный)

5-бальная

система

Админи

страция

По итогам

учебного года

Классный

журнал

7

Решение

проектной

задачи

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная

оценка. По

каждому

критерию

0-1 балл

Учитель

2 раза в год

Портфолио

8

Итоговая

комплексная

работа

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и

развивающего эффекта обучения.

Уровень

сформиро

ванности УУД по

предмет

ным областям

Учитель,

администрация

По итогам

учебного года

Итоговая

ведомость

9

Предметные

олимпиады

разного уровня

Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню

опосредования (формальный, рефлексивный, ресурсный)

По

условиям

проведе

ния

Организаторы олимпиад

По отдельному

плану

Портфолио

10

Предметные

конкурсы

разного уровня

Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню

опосредования (формальный, рефлексивный, ресурсный

По условиям

проведе

ния

Организаторы

конкурсов

По отдельному

плану

Портфолио

11

Межпредметные

конферен

ции,

фестивали

разного уровня

Направлена на выявление уровня развития речи детей, навыков самоконтроля, умения работать с информацией (использование словарей,

справочников, ресурсов библиотеки и Интернета), работа на компьютере, использование лабораторного оборудования

По условиям

проведе

ния

Организаторы

 

По отдельному

плану

Портфолио

12

Предъявле

ние

(демонстра

ция)

достижений

ученика за год

Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического

ударения с оценки на самооценку

Самооцен

ка

ученика

Админи

страция.

Классный

руководи

тель

Май

Творчес

кий отчёт.

Итоги конкурса

«Ученик года»

13

Мониторинг

активности

участия обучающих

ся в

образова

тельных

событиях разного

уровня

Выявление степени активности ученика

Степень

активнос

ти:

1.Высокая,

2.Средняя,

3.Низкая,

4.Нулевая

Классный

руководи

тель

По окончании

каждого учебного года

Отчёт

классного

руководи

теля

 

Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • результаты учебных проектов,
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
  • результаты коммуникативных и информационных умений,
  • результаты (или самооценка) практической деятельности, обобщённых способов деятельности,
  • уровневый подход к представлению планируемых результатов,
  • использование персонифицируемых процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур.

 

Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).

 

Критерии оценивания индивидуальных предметных достижений возможно осуществлять по признакам трёх уровней успешности:

         1) Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.

Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами) - «4», «3».

         2) Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня.

Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами) -«5», «5-».

         3) Максимальный уровень (НЕ обязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно» - «5+».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале.

 

Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы –

рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

 

Рабочий Портфолио представляет собой комплект печатных материалов

 формата А4, в который входят:

  1. листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения);
  2. тексты заданий и инструкций;
  3.  шаблоны для выполнения заданий;
  4. основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер.

 В образовательном процессе начальной школы он используется как:

  1. процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
  2.  копилка полезной информации;
  3.  наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;
  4.  повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

 

Портфолио

по оценке развития универсальных учебных действий

 

 (задания, предлагаемые в Портфолио, находятся в рабочих тетрадях и учебниках УМК)

Разделы рабочего Портфолио

1. Страницы раздела «Портрет»

  • Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
  • Место для фото (или автопортрета)
  • Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес_____________________

Моя семья _____________________

  • Нарисуй портрет своей семьи
  • Родословное дерево
  • Чем я люблю заниматься
  • Я ученик

После первых уроков в школе:

 Задание: «Напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй….»

  • Я могу делать ……
  • Я хочу научиться в этом году……
  • Я научусь в этом году…….
  •  

Составляется вместе с учителем на уроке

 Предмет

 Чему научусь

 Рисунок или пример

 Русский язык

 

 

 Литературное чтение

 

 

 Математика

 

 

 Окружающий мир

 

 

 

 

  • Я читаю.
  • Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
  • Мой распорядок дня

 

 

 Время

 Дела

 Рисунок

 Утро

 

 

 

 День

 

 

 

 Вечер

 

 

 

 

  • Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

 Чем я люблю заниматься?

 

 

 Какая игрушка у меня самая любимая?

 

 

 Сколько у меня друзей и как их зовут?

 

 

 Какой у меня самый любимый цвет?

 

 

Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?

 

 

 

2. Страницы раздела «Коллектор»

  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
  • Памятка: Правила общения

3. Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

4. Страницы раздела «Мои достижения»

  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше всего понравилось
  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
  • Что я теперь умею, чего не умел раньше?
  • Мои цели и планы на следующий учебный год:
  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

 

Для применения Рабочего Портфолио класс обеспечивается:

  1. необходимым количеством комплектов Портфолио, соответствующим количеству учеников в классе;
  2. папками-органайзерами с прозрачными файлами для хранения материалов.

 

Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

-устный опрос

-письменная самостоятельная работа

-диктанты

-контрольное списывание

-тестовые задания

-графическая работа

-изложение

-доклад

-творческая работа

-посещение уроков по программам наблюдения

-диагностическая - контрольная работа

-диктанты

-изложение

-контроль техники чтения

 

анализ динамики текущей успеваемости

 

-участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

-творческий отчет

 - портфолио

 - анализ психолого-педагогических исследований

 

Формы представления образовательных результатов:

  • табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
  • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

 

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования

 

Итоговая оценка обучающихся определяется с учетом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Предметом итоговой оценки обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования являются предметные и метапредметные результаты.

Решение об успешном освоении программы начального общего образования и переводе выпускника в основную школу принимается Педагогическим Советом на основании «Положения о промежуточной аттестации и текущем контроле успеваемости обучающихся МКОУ СОШ №4 г.Миньяра» одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы.

 

В характеристике отражается:

  1. Образовательные достижения и положительные качества выпускника.
  2. Приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом, как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка.
  3. Психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.