Среда
29.03.2017
08:13
Категории каталога
Программа развития [15]
Программа информатизации [17]
Модернизация [10]
Образовательные программы [11]
Дорожная безопасность [7]
Паспорт дорожной безопасности
Питание [3]
Форма входа




Меню раздела
Программа развития [15]
Программа информатизации [17]
Модернизация [10]
Образовательные программы [11]
Дорожная безопасность [7]
Паспорт дорожной безопасности
Питание [3]
Облако тегов

Наш опрос

Статистика







Мини-чат
Cайт МКОУ СОШ №4 г. Миньяра

Файловый архив
Программы - > Образовательные программы
Главная » Документы » Программы » Образовательные программы

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НОО
16.11.2015, 09:27

2.6. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

         Программа коррекционной работы МКОУ СОШ №4 г.Миньяра разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности;
  • овладение навыками адаптации обучающихся к социуму;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
  • развитие творческого потенциала обучающихся (одарённых детей);
  • развитие потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья.

В программе коррекционной работы школой используется серия учебных пособий издательства «Просвещение» «Успешный старт».

 

1) Преодоление затруднений обучающихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами начальной школы на уроках. Для развития у младших школьников мотивов учебной деятельности и принятия социальной роли обучающихся на субъектном и личностном уровнях во всех учебниках используется методологически обоснованный механизм «надо», «хочу», «могу».

На основе применения технологии деятельностного метода обучения у обучающихся последовательно и поэтапно формируется понимание нормы учения (что мне «надо» делать как ученику). Одновременно для формирования у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («я это хочу») в классе создается психологически комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается  возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»).

         Технологически это обеспечивается реализацией в учебном процессе по всем учебным предметам деятельностного метода обучения и соответствующей системы дидактических принципов (принципов психологической комфортности, минимакса, вариативности, деятельности, непрерывности).

В курсе «Математика» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у обучающихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приёмы:

  • включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд (разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.);
  • включение заданий, содержание которых вызывает у обучающихся интерес;
  • разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке;
  • учет гендерных особенностей психологического развития детей;
  • оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций;

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у обучающихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию

В курсе «Русский язык» осознанию обучающимися своей новой социальной роли – «ученик» – способствуют «сквозные персонажи» учебников, которые объясняют теоретический материал, знакомят с новыми правилами, помогают разобраться в материале и вместе со школьниками выполняют разнообразные задания (не всегда корректно, поэтому им требуется помощь), побуждая ученика к деятельности.

В курсе «Немецкий язык» в качестве мотивирующего фактора также используются «проходные персонажи», действующие в различных ситуациях учебника. Тексты и упражнения, передающие ту или иную ситуацию, завершаются обязательным переносом данной ситуации на ученика, тем самым мотивируя школьника к рассказу о себе, своих близких, своих интересах, друзьях.

В курсе «Английский язык» весь процесс обучения  языку в каждом учебнике линии 2–4 носит деятельностный характер, так как учащийся является активным участником учебного процесса. Он взаимодействует с учителем, своими товарищами, внимательно слушает ответы своих товарищей, комментирует их с помощью оценочных реплик.

В этой связи курс «Изобразительное искусство» написан в форме личного разговора с ребенком, обсуждения с ним вопросов так или иначе связанных с его личным жизненным опытом.

В курсе «Окружающий мир» темы учебников подвигают ребенка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их различные учебные возможности, в учебниках представлены разнообразные

  • упражнения,
  • задачи и задания,
  • обучающие игры,
  • ребусы,
  • загадки,

которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, что является залогом успеха в преодолении затруднений обучающихся в учебной деятельности, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.

В нашей школе наработан богатый опыт оказания помощи обучающимся в преодолении затруднений, например:

  • дополнительные занятия,
  • совместное выполнение домашних заданий,
  • индивидуальные уроки,
  • индивидуальные домашние задания и т.п.

 

2) Овладение навыками адаптации обучающихся к социуму

         На уроках педагоги имеют возможность развивать мнение ребенка воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для формирования у обучающихся способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое обсуждение различных вариантов решения поставленных задач способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

В курсе «Математика» организуется системное освоение обучающимися всего комплекса организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у обучающихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях, требующих изменения себя и окружающей действительности.

В курсе «Русский язык» формируется и развивается умение эффективно общаться. Общение рассматривается как предмет обучения, как организационная форма обучения (парная и групповая работа), как система межличностных отношений (освоение позитивного стиля общения).

         Коммуникативный принцип построения учебников позволяет формировать представление о ситуации общения, целях и результатах общения собеседников; закреплять полученные умения при работе со словом, предложением и текстом в разнообразных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни.

В курсах «Литературное чтение» при формировании норм и правил произношения, использования слов в речи также обращается внимание на развитие этих норм во времени.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, способы нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, что помогает школьникам в отношениях со сверстниками и взрослыми выбирать позицию, основанную на нормах нравственности.

 

3) Психолого- медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

         В школе работает психолог. План психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации ООП НОО прилагается.

 

4) Развитие творческого потенциала обучающихся (одарённых детей)

         Развитие творческого потенциала обучающихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках разноуровневых заданий позволяет организовать системное освоение обучающимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Приобретение детьми опыта построения общего способа действий и освоение метода рефлексивной самоорганизации создает условия для формирования способности к решению проблем творческого и поискового характера. В учебниках всех УМК предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у обучающихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Математика» в ходе всех уроков обучающиеся вначале приобретают опыт построения общего способа математических действий, а затем на основе этого опыта осваивают и системно применяют в своей практике метод рефлексивной самоорганизации, вооружающий их общим способом решения проблем творческого и поискового характера. В ходе решения таких заданий обучающиеся приобретают опыт использования таких общенаучных методов решения исследовательских проблем, как метод перебора, метод проб и ошибок и др.

В курсе «Обучение грамоте» (учебник «Азбука») введены задания на поиск способов, средств, выражения, обозначения, оформления и передачи информации в устной речи.

В курсе «Русский язык» введены задания, в которых рассматриваются проблемные ситуации и используются поисковые методы. Как правило, созданию детьми собственных речевых произведений предшествует анализ подобных языковых и речевых явлений, встречающихся у мастеров слова. В учебниках используются разнообразные виды заданий:

  • сочинение,
  • составление диктантов,
  • восстановление стихотворного текста,
  • объяснение «детских неологизмов»,
  • сочинение на выбранную тему,
  • объяснение «необычных» слов с опорой на их звучание,
  • составление слова по «математическим формулам»,
  • сочинение считалок и веселых стишков,
  • составление и разгадывание ребусов,
  • составление описаний и рассказов по рисункам и по заданной теме,
  • написание сказки о знаках препинания,
  • написание стихотворения с необычными именами.

В курсе «Изобразительное искусство» предполагается освоение следующих способов решения проблем творческого и поискового характера:

  • вариативность и импровизация в организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся: выбор темы, проведение дискуссий, диалогов;
  • вариативность задания по композиции: в натюрморте, пейзаже, сюжетной композиции;
  • широкий выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделия по мотивам орнаментального искусства с учётом национально-регионального компонента.

В курсе «Окружающий мир» в процессе работы над темами обучающиеся

  • выдвигают предположения, обсуждают их,
  • находят с помощью иллюстраций учебника,  в дополнительных и вспомогательных источниках (атласах, словарях, путеводителях и т.п.) необходимую информацию,
  • производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края,
  • делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника».

         Во внеурочной работе учащиеся привлекаются к участию во всевозможных предметных олимпиадах, творческих конкурсах и соревнованиях Обучающиеся начальных классов принимают активное участие во всех видах олимпиад, в творческих конкурсах, соревнованиях, НОУ.

 

5) Развитие потенциала обучающихся с ограниченными возможностями.

         После того как в 1-х классах выявляются дети с ограниченными возможностями, а также дети с повышенной мотивацией к обучению, им предоставляются условия, созданные для их обучения в школе (см. раздел «Система условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта»).