Среда
20.09.2017
08:49
Категории каталога
Объявления [13]
Инновационная деятельность [3]
Инновационная деятельность педагогов школы
ТЕМП [3]
ВСОКО [6]
Внутренняя система оценки качества образования
Классному руководителю [2]
Форма входа




Меню раздела
Объявления [13]
Инновационная деятельность [3]
Инновационная деятельность педагогов школы
ТЕМП [3]
ВСОКО [6]
Внутренняя система оценки качества образования
Классному руководителю [2]
Облако тегов

Наш опрос

Статистика







Мини-чат
Cайт МКОУ СОШ №4 г. Миньяра

Учительский раздел
Учительская
Главная » Учителям » Учительская » ТЕМП

Образовательный проект «ТЕМП» как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения

26 марта 2014 года Борис Дубровский представил Законодательному собранию Челябинской области новую редакцию Стратегии развития Челябинской области до 2020 года. В этом документе впервые отражены конкретные целевые показатели и механизмы их достижения, сконцентрированы все основные преимущества Челябинской области – в экономике, здравоохранении, образовании, науке и культуре. Достичь целей, поставленных в Стратегии-2020, а именно, увеличить производительность труда за счет качественной подготовки кадров позволит новый образовательный проект ТЕМП.

 В реализации данного проекта должны быть задействованы все: учащиеся, педагоги общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования, руководители предприятий, главы муниципалитетов, и, конечно, родители как одна из главных составляющих образовательного процесса в целом.

Что же стало предпосылкой создания данного проекта, что вызвало его жизненную необходимость?Борис Дубровский отметил, что«с одной стороны, Южный Урал – один из лидеров в стране по качеству образования, это бесспорно. С другой … бизнес, представители предприятий не довольны теми специалистами, которые приходят к ним после выпуска из образовательных учреждений. Они не имеют тех навыков, которые применимы на предприятии, у них нет практики, которая требуется. Есть и претензии у ректоров к тем абитуриентам, которые приходят к ним после школ».

Мы живем с вами в промышленной области, в промышленном районе, когда заканчивала школу я, из нашего класса 16 человек из 28  поступили в ЧПИ, тогда так назывался ЮУрГУ. В этом году из 48 выпускников нашей школы технические профессии выбрали только 8. Разве не повод для беспокойства даже один данный факт?

Еще одна проблема – отсутствие элементарных знаний у выпускников школ о профессии инженера. «Мы сталкиваемся с низкой мотивацией к выбору инженерных специальностей, – сказал Борис Дубровский. – Чтобы изменить ситуацию, региональным министерством образования и науки в рамках Стратегии развития области разработан проект «ТЕМП», так как основная задача образования в Челябинской области - создание квалифицированного кадрового потенциала для экономики региона. Губернатор области отметил, что образовательная система области должна решать приоритетные для региона задачи, а это прежде всего подготовка квалифицированных рабочих и квалифицированного инженерно-технического персонала для наших предприятий.

Большинство из присутствующих в этом зале застали еще реалии двадцатого века, когда десятилетиями существовали устойчивые производства, устойчивые профессии, и когда первоклассник только еще приходил в школу, родители уже могли выбирать, кем он будет. Сегодня совершенно другое общество, постиндустриальное, поэтому, когда первоклассник приходит в школу, совершенно неизвестно, что будет через 15 лет, когда он выпустится.

По мнению директора Дворца пионеров и школьников, им. Крупской Ивана Иоголевича, школа не должна и никогда не будет выполнять «заказ» экономики на специалистов, которые остро требуются сейчас. Ведь с точки зрения технологий, развития общества в современных условиях 15 лет, через которые нынешние первоклашки начнут трудиться, могут оказаться целой эпохой. Поэтому сейчас мотивация должна быть другой: не только на определенную профессию, но на новые знания, на развитие, на желание трудиться на общее благосостояние.

Нельзя сказать, что школа когда-то переставала заниматься профориентационной работой, но «система профориентации, которая существует в нашей стране сейчас, - о чем говорил министр образования Челябинской области Александр Кузнецов, - начинает свое «воздействие» на школьника уже в старших классах. По сути — тогда, когда у подростка уже сформированы свои представления о будущем, которые зачастую строятся не на реальных фактах о ситуации на рынке, знаниях о перспективах его развития, а на воздействии массовой культуры, СМИ и других факторов».(обратите внимание на слайд, выпускники до сих пор мечтают о профессии юриста, хотя для Челябинской области это не популярно абсолютно)

«Я уверен, - отметил далее министр, -что работу по воспитанию мотивации нужно начинать уже в младших классах, а в идеале — на уровне детского сада. Особую роль в этом также должна сыграть и система дополнительного образования, техническое направление которого за последние десятилетия серьезно уступило свои позиции более «легким» творческим направлениям — музыкальным школам, вокальным студиям, спортивным секциям».

Так, например, если в Аше есть Стация юных техников, то в Миньяре в единственном  учреждении дополнительного образования «СДЮТиЭ» 23 образовательных программы социально-педагогической, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности и ни одной - технического направления, просто в силу того, что профиль учреждения и имеющаяся лицензия не предусматривают открытие кружков детского технического творчества. Нет их ни в городском  Дворце культуры, ни в клубе по месту жительства «Витязь».

И в связи с этим важное значение приобретает выбор внеурочной деятельности для ребенка. Уважаемые родители, в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном и общем образовании  хочу еще раз вам напомнить, что ответственность за воспитание и образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации несет не образовательная организация, а родители. Поэтому, уважаемые родители, уважаемые председатели и члены Управляющих советов, находящиеся в зале, со всей ответственностью подойдите к этому вопросу, осознайте, что выбор внеурочной деятельности для ребенка - это не выбор кружка по желанию, а согласно новым ФГОС –внеурочная деятельность является частью образовательной программы школы; принимайте активное участие в формировании заказа тематики занятий для школ, вы имеете на это право, воспользуйтесь им.

Для нового качества образования необходимы три условия: содержание, кадры, бытовые и материально-технические условия. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться и мотивация педагогов. Учителя должны быть материально заинтересованы в подготовке будущих «технарей».

 С учетом этих критериев и  разработан проект «ТЕМП» — «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования».

 С управленческой точки зрения название расшифровывается, как Т — требования времени; Е — единство целей и задач; М — мотивация и стимулирование; П — пути решения и приоритеты деятельности.

Образовательный проект «ТЕМП»  включает в себя комплекс мероприятий, направленный на достижение индикативных показателей. Всего их - семнадцать. Давайте рассмотрим основные:

Увеличение доли обучающихся, осваивающих программы с углубленным изучением или программы профильного обучения по учебным предметам естественно-технологической направленности, от общего числа обучающихся (по образовательным программам основного общего и среднего общего образования).  Говоря понятным языком, мы должны увеличить количество профильных классов физико-математической и естественно-технологической направленности.

В текущем учебном году в районе уменьшилось число профильных классов и это тоже серьезный повод для работы. (на слайде: всего – 9 классов, из них 5 – физико-математического профиля, 2 – физико-технологического, 1- социально-гуманитарного, 1- социально-экономического)

Для создания таких классов в первую очередь необходима соответствующая материальная и кадровая база. И в проекте «ТЕМП» есть соответствующий показатель «Доля учебных кабинетов по профильным предметам, удовлетворяющих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса». В 2014 г. на укрепление МТБ общеобразовательных организаций в районе было запланировано 360 тысяч рублей за счет программы ПРО. Понимая недостаточность данных средств УО было  принято решение об участии в областных конкурсах, победив в которых школы смогли привлечь дополнительно 2,5 млн руб (А-7 – 500 тыс руб и А-9 – 2 млн руб).

Еще одним важным показателем является «Доля учителей математики, физики, химии, биологии, информатики, технологии, прошедших курсы повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки» Благодаря внутренним ресурсам на сегодня 76% педагогов обучены для работы в новых условиях. И по этому показателю наш район  входит в пятерку лучших муниципалитетов.

Так как главная цель данного проекта – создание базы для развития технологического и естественно-математического образования, основная деятельность Управления образованием и образовательных организаций в области дополнительного образования и внеурочной деятельности сегодня направлена на то, чтобы увеличить количество детей, которые занимаются техническими и естественнонаучными направлениями. И это также отслеживается соответствующим показателем «Доля детей, занимающихся по дополнительным общеразвивающим программам технической и естественнонаучной направленности, от общего количества обучающихся по программам дополнительного образования».

В этом направлении район  начал очень плодотворно работать с мая нынешнего года, практически сразу, как был этот проект объявлен. Первое мероприятие, в котором и наша школа в составе районной команды приняла активное участие – это Всероссийский технический форум, проходивший в Челябинске 5 сентября. Наш район продемонстрировал целую площадку, на которой были представлены не только робототехника, но и вообще все направления, связанные с объединениями технической направленности. Была показана  деятельность от детского сада до вуза. Очень активное участие там принял руководитель объединения «Веломастер» В.С. Байдавлетов, который провел несколько мастер-классов для педагогов и представил новую разработку веломодели, изготовленную его воспитанниками. Так же активно выступили педагоги ММЦ и школы №7 г.Аши в направлении робототехники. Была большая команда школьников, которая участвовала в данном мероприятии. Представили свои мастер-классы учитель информатики школы №4 г.Миньяра О.М. Гайнетдинова, учитель математики и информатики школы №3 г.Аши С.М. Шевалдина, учитель информатики школы №4 г.Аши Н.С. Козлович, педагоги дополнительного образования СЮТ г. Аши Л.В.Пенкина и другие.

Не остаются в стороне от профориентационной работы и предприятия, понимая, что под лежачий камень вода не течет, и если сейчас не подготовить кадры, то с чем же район останется через 5-10 лет? 

Люди в возрасте наверняка вспомнят, что полвека назад престиж рабочей профессии был огромен. Это был своеобразный путь социализации - получения социальных благ, квартиры, обеспечения достойной старости. О рабочих снимали фильмы и складывали песни. Поколение, воспитанное таким образом, построило ту экономику, которая существует и по сей день.  Но в последнее десятилетие-полтора престиж рабочих профессий упал до критической отметки. Сегодня в районе, как и по всей России, наблюдается острейший дефицит в отношении рабочих специальностей, требующих высокой квалификации. Быть рабочим в определённый момент постсоветской истории России стало непрестижно. Результат виден невооружённым глазом. Почти повсеместная нехватка рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий, средний возраст работников приближается к пенсионному. Для того чтобы решить проблему, необходим постоянный и компетентный диалог заинтересованных сторон — работодателей и школы. Кроме того, рабочие профессии нуждаются в качественной рекламе. О решении именно этих задач говорил генеральный директор ООО «Миньярский карьер» Шагдамов С.С. на совместном совещании руководства предприятия и администрации школы № 4 г. Миньяра в феврале этого года.

И вот в марте стартовал совместный профориентационный проект «ООО "Миньярский карьер" – Школа». К его разработке руководство предприятия и администрация школы подошли со всей ответственностью, были продуманы все детали реализации «Программы профориентации учащихся», разработанной ООО «Миньярский карьер». Программа включает комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся и привлечения желающих работать на ООО МК: это и личные встречи со специалистами, и групповые беседы, и летняя трудовая практика, и самое основное – еженедельные занятия непосредственно на производстве, которых ребята ждут с большим нетерпением.

Думаю, что все предприятия нашего района должны заинтересоваться опытом и разработать свои, несомненно, очень интересные программы по вовлечению учащихся в профессии, востребованные в районе.

И если все задачи, которые мы перед собой поставили, осуществятся, то к 2017 году  в районе на 20% увеличится количество детей, сориентированных в дополнительном образовании на техническую направленность. Также мы ставим перед собой задачу увеличить количество выпускников выбравших для сдачи ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе физику и другие естественные предметы как профильные.

Будущее региона, города, района - это подрастающее поколение, это наши дети.

Дети – это воплощение и реализация наших родительских неосуществленных желаний и надежд, мы желаем воспитать своего ребенка так, чтобы он добился большего успеха в своей жизни. Каждый воспитатель и учитель хочет, чтобы его воспитанник и ученик был лучше него.

В современных условиях главной проблемой и задачей является, в целом перед страной и в частности перед родителями, педагогами, воспитание моральной устойчивости, нравственности, внутренней духовности в наших детях,мы должны воспитать людей, которые будут нацелены на производство и созидание.

Задача руководителей района, предприятий, образовательных учреждений, родителей сегодняшних школьников - быть в крепкой связке.Только так  мы сможем реализовать задачи, поставленные перед областью Губернатором. Только так мы сможем обеспечить будущее свое и района в целом.

 Е.Н.Скарлыгина, директор МКОУ СОШ № 4 г.Миньяра

23.12.2014г.

Категория: ТЕМП | Добавил: Архипова_ИВ (25.03.2015)
Просмотров: 1068
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]